xo

Опыт автономного класса — уроки и выводы

‼ Очень полезно к прочтению всем родителям, принимающим решение про класс по методике Жохова. Это опыт учителя/организатора автономного класса. Но и в нашем случае этот опыт очень полезен. Стараемся все предусмотреть на берегу.

Автор: Людмила Авдеева, класс в Южном Бутово

На этой неделе случилось событие, которое заставило меня подготовить эту публикацию про мой опыт преподавания в университетском классе (первый класс, начальная школа по системе Владимира Ивановича Жохова).

📝
Наш класс находится в Южном Бутово и работает в автономном режиме (вне государственной школы). Я по-прежнему остаюсь не только педагогом, но еще и основным ответственным лицом во всем этом предприятии. Это очень большая нагрузка и колоссальный опыт — самое сильное потрясение в моей жизни, как в позитивном, так и в негативном плане.

Опишу коротко, с чего мы стартовали, к чему пришли сейчас и ЧТО БЫ Я СДЕЛАЛА ПО-ДРУГОМУ, обладай я на старте нынешним опытом. Писать буду сухо и по делу. Цель этой публикации – осветить реалии автономного «жоховского» класса и предостеречь других организаторов от грубых ошибок.

* Автономный – значит частный класс, существующий вне гос. школы.

Наш класс организовался стихийно в самом конце августа, далеко за пределами разумного дедлайна.

📝Вывод №1: состав класса должен быть обязательно сформирован на начало августа. Если это делать позже — большой риск недонабора учеников и нестабильности проекта. По системе Жохова предполагается хороший результат, если соблюдаются ВСЕ требования, в том числе количество учеников в классе.

Вниманию тех, кто планирует учиться в 2016-17 гг. Поздно заниматься организацией даже в конце весны! Школы уйдут на каникулы, родители уедут на дачи — глухой сезон. Сейчас, в январе, самое время развернуть бурную деятельность и начать с привлечения родителей-сторонников.

***
Мы же имели недостаточное для уверенного старта число учеников и лихорадочно занимались их поиском даже в сентябре.

📝Урок №2: нельзя становиться в позицию «Пожалуйста, ну, пожалуйста, учитесь в нашем классе!». Нормальное отношения родителя: «Очень вас прошу, возьмите моего ребенка!».

В противной ситуации возникает не серьезное отношение к учебному процессу: «Хорошо, мы поучимся немного и посмотрим, что из этого выйдет». У таких родителей меньше мотивация соблюдать все рекомендации, которые дает система и педагог.

***
Во время агитационной компании мы не скупились на краски, расписывая ожидаемые результаты обучения.

📝Урок №3: нельзя плодить сверхожидания.

Нас, альтернативных родителей, не устраивает то, что дает современная «началка». Мы хотим особенного и делаем такой класс для наших детей. Этого вполне достаточно. Сверхожидания — опасная ловушка. Лучше на организационном собрании прописать минимум, на который мы точно можем рассчитывать, а далее делать все, для того, чтобы случился максимум… Но, помним, что дети — не машины, их нельзя запрограммировать. И уж точно, нельзя ждать от всех одинакового прорыва в течение первых месяцев учебы.

***
На фоне непрекращающегося организационного цейтнота мы так и не сделали главного, не прояснили со всем родительским коллективом главные цели: «Зачем мы отдаем детей в систему Жохова». Хочу использовать аналогию с кораблем. При погрузке на судно желательно четко понимать, куда оно отправляется.

Речь не о том, чтобы выбрать единственно возможную цель, а том, чтобы расставить приоритеты. Например, среди прочих задач, самой главной могла бы стать задача сохранения и развития познавательной способности ребенка. А могло бы и что-то другое оказаться в приоритете. С ходу насчитаю еще порядка 8-9 причин, по которым родители отдают ребенка в университетский класс. Сейчас пост не о них.

📝Урок №4: прояснение целей проекта убережет от противоречивых требований в дальнейшем, от «раскачивания лодки».

***
Надо четко понимать, что уровень тревожности родителей в университетском классе на порядок выше, чем в обычной школе. Для них это в любом случае эксперимент. Плюс к этому, в первом классе обязательно будет период становления. Может…

Будет штормить! И нужно иметь наготове продуманные варианты выхода из шторма. Одна из таких технологий, которые мы практикуем, к сожалению, только с января — особый способ проведения родительских собраний, исключающий непродуктивную критику и взаимные упреки.

📝Урок №5: подготовить все возможные регламенты заранее.

Проще говоря, чтобы человек понимал «куда бечь, если что не так». Необходимо иметь лицо, ответственное за процесс, помимо учителя. Нужен «директор», человек, который будет разбираться во всех острых ситуациях. Нужна быстрая реакция на волнения родителей. Нужна четко налаженная обратная связь «родитель-учитель». Есть варианты как наладить такую связь, не используя соц.сети.

***
Соц.сети — еще более опасная ловушка! Про группу для родителей, которую мы сделали в фейсбук, хочу сказать отдельно. Очень часто она выполняла роль виртуальной «курилки». Такая же «курилка» физически существовала в нашем классе — прихожая, где несколько родителей ожидали своих детей. Не передать, насколько это вредное явление. Во-первых, родители заражают друг друга тревогами, во-вторых активно вмешиваются в воспитательный процесс, причем «помогают» чужим детям, не своим. Наблюдала как в других автономных школах или подготовишках родители железно выдворяются за порог на время занятий. Это очень правильно!

📝Урок №6: Идеально, когда родители принимают условие невмешательства в учебный процесс.

В некоторых автономных классах это реализовано и дает великолепный результат.

***
Надо также понимать, что современные родители уже ориентированы на то, что будут учиться ВМЕСТЕ с ребенком. Это норма для гос. школы, а для «жоховского класса» – великое зло. Даже досконально зная принципы обучения, родители просто физически не могут воспроизвести технологию Жохова дома. Ничего мистического в этой технологии нет. Совместно работают многочисленные и не сложные методические приемы. Также собраны самые эффективные обучающие модели (лучшее и зачастую забытое в чтении и в математике) + делается ставка на групповую динамику. А нас, родителей, учили по-другому. Попытаешься это сделать дома — половину точно переврешь и запутаешь ребенка. Фактически домашняя работа НЕ НУЖНА, но сколько я ни пыталась донести эту мысль Владимира Ивановича до родителей — не верят. На такое отношение к «домашке» нужно ориентировать с самого начала. Любить, поддерживать, обеспечивать достаточный отдых ребенку дома — вот задача родителя.

📝Урок №7: энергию родителей (читай тревожность) нужно направить на обеспечение жизни класса за рамками урока.

В одних классах это может быть решение орг.вопросов. А лучше всего решить их еще до сентября и занять родителей организацией интересного общеклассного досуга или продленки.

***
При приеме в класс наверняка никто не занимается отбором «правильных родителей» и «подходящих детей». Все же, в следующий раз я была бы повнимательнее.

Даже автор системы отмечает, что в автономном классе чаще, чем в обычном, оказываются дети, с которыми работать сложнее. Ничего фатального, но период адаптации у таких детей дольше. И родительских волнений больше. Первые результаты обучения по системе стали видны где-то на седьмой неделе обучения. И теперь все происходит в точности так, как говорит Владимир Иванович. Все получается! Рано или поздно ребенок включается.

***

📝Урок №8: Надо быть готовым к тому, что с какими-то детьми придется расставаться в течение первых месяцев.

Я совсем не допускала такой мысли, а зря! Первая причина — неготовность к школе. Когда ребенок просто не дорос до школы. И в семь лет такое бывает. Чаще всего ребенку нужно дать еще год. Если есть подозрения в неготовности, надо поскорее идти к психологу, проверять или корректировать. Вторая причина расставания — психические отклонения. У нас таких детей не было, но не исключено, что попадется ребенок, которому «мозг разгонять» — только вредить. В общем, не советую начинающим брать особенных детей. На фоне штормов первой четверти, это будет лишняя нагрузка. И с дисциплиной замучаешься и внимания может не хватить этим детям, если класс большой.
***
Личный урок. Я убедилась до какой степени физическое и моральное состояние учителя влияет на результаты детей.

📝Урок №8 (главный). Да, уважение к учителю — это не пустой звук.

Попробуй, напряги учителя с утра пораньше, испорть ему настроение. Весь класс это почувствует и пользы учебе не будет. Фантастическая ПРЯМАЯ связь между тем как себя чувствует учитель и как ведут себя дети.

Первые недели я чувствовала себя ужасно в плане физики (жесткий недосып, работа без выходных), но при этом питалась эмоциональной энергией, жила на энтузиазме. Стало невыносимо, когда включился прессинг со стороны некоторых родителей в разгар нашего шторма. Вот тут нужны экстренные меры, как в отношении родителей (собрание), так и в плане самовосстановления. Выяснила, что даже каникулы не помогут. Неделю ела, спала, гуляла. Никакого эффекта! Мне даже казалось, что у меня депрессия. Нет, это просто потеря эмоциональной составляющей энергетики. Тяжело работать «несмотря на». Надо, чтобы родители давали эмоциональную поддержку учителю. И такие понимающие люди в моем классе есть. Низкий им поклон. Были и другие люди… В результате шторма наш класс раскололся, спасать его было некому, а утонуть ему активно помогала пара родителей. Шторм выдержали те, кто не дал втянуть себя в фейсбучную ажитацию и руководствовался не слухами, а исключительно мнением собственного ребенка. Вот он, черный опыт, которого врагу не пожелаешь. Странно быть оклеветанным (именно этим расколи класс), но на порядок хуже, очень больно терять детей.

***

📝Урок№9. Все, что ни делается, все к лучшему.

Это главное, что я могу сказать на данный момент. Будет возможность, сделаю апдейт поста. Время для меня теперь бесценно. Наш класс продолжает работать в новом замечательном помещении. Я им очень довольна. Дети выравниваются. Младшие на математике уже могут тягаться со старшими, у них включился тот самый плавополушарный способ вычисления. Характеры меняются (и за счет работы с мозгом и за счет того, что в уроках есть крепкая этическая составляющая).

Ох, что бы я отдала, чтобы иметь такую школу в детстве! А сейчас, мне кажется, это еще актуальнее. Что нам предлагает телевидение и кино? А мы, например, на уроках математики понемножку смотрим Золушку. Угадайте какую? Да, да, ту самую, черно-белую. Светлейший фильм.

Веду донабор учеников – есть очень положительный опыт перехода первоклассника этого года в наш класс. В обычной школе ребенок начал терять интерес к учебе, а у нас природная энергия ребенка вернулась, не нарадуюсь.

А я сама научилась восстанавливать энергетику, сохранять спокойствие и работать планомерно, несмотря на лихие повороты. В планомерности и спокойствии залог успеха университетского класса.

 

Источник