disc

Дисциплина

Еще один пункт, вызывающий кривотолки, требующий обсуждения. Надо сказать, что весной будет обязательно родительское собрание, где все эти вопросы при необходимости будут оговорены еще раз. Однако что-то уместно осветить и сейчас.

ВОПРОСЫ: За счет чего дети все же научатся сидеть и сохранять дисциплину? Ведь начиная с 5-го класса этого будут от них ждать, а не только усвоенных знаний по образовательной программе. Как такой ребенок адаптируется в обычном классе, где учителя используют стандартные способы сохранения дисциплины? Если они устали от шума и хотят выйти — куда они идут? Бродят по коридорам? По моему опыту, иногда детям нужна тишина, а не просто смена деятельности?

ОТВЕТЫ (то, что об этом узнала): На уроке дети могут встать, прыгнуть, пойти к окну и т.д. Но нельзя настраивать своего ребенка, что он может делать все что хочет! Это очень чревато. (Есть такой опыт, когда родители именно такую установку и давали). Все вышеперечисленное иногда случается, но не запрещается, чтобы ребенок осознал сам – надо учится, чтобы он не был под гнетом навязанной обязаловки. Уроки выстроены так, что любой ученик рано или поздно заинтересовывается. По коридорам не ходят. Родители дома настраивают тоже, что из школы уходить самому нельзя! Поэтому в классе продуман уголок отдыха. Хотя по опыту, там после первого месяца редко кто бывает во время урока.

Да, шумновато сначала, для этого и появляются короткие мультики в первом классе – дети их, как правило, смотрят в тишине, и после спокойный голос учителя ими воспринимается хорошо. Дальше мультиков меньше, спокойных комментариев учителя – больше.


Каждый учитель настраивается на то, что жесткость НЕ РАБОТАЕТ. (Подготовка/обучение учителя к учебному году включает в себя и это). Нужен только мягкий, доброжелательный подход. И дети, привыкшие к давлению (это имеет место в нашей жизни, в том числе и в детском саду), начинают испытывать педагога в первые дни. Такое есть. В этой связи учитель на переменах и в общении, а не в процессе назидания на уроке, проговаривает, что работать в шуме трудно, мы команда, помогаем друг другу узнавать что-то новое. В среднем, на осознание дисциплинарной необходимости у детей уходит пара месяцев. И ученики начинают понимать, что они не только команда — они семья, они вместе узнают этот мир. Кстати, именно ощущение команды, семьи, где все разные, но вместе, где взаимопомощь и поддержка – важный воспитательный момент. Дисциплина при этом только выигрывает. Так что в процессе обучения волевые навыки не только не страдают, а крепнут и получают нравственную опору. А это в разы эффективнее, чем сдерживать дисциплину «силой». Да, у учителя дополнительная эмоциональная нагрузка. Но сейчас не об этом, а о той обстановке, где ребенок учится уважать других и самоорганизовываться. Обязательно напишу впечатления от уроков в другом посте, скажу только, что шум рабочий, и дети в нем по прошествии 2х месяцев в комфорте. В данном классе был момент (сентябрь), что малыш выходил в коридор 1 раз и стоял у окна. Дверь была открыта, учитель его видел. Без замечаний, одного раза ребенку хватило, и никто не последовал его примеру.

(автор: Наталья Кузьминова)